Толкиен
Люди и Эльфы
компиляция из писем.
Отрывок из письма # 153 Питеру Хастингсу, сентябрь 1954 г. (набросок)
Я уже говорил о биологических трудностях брака между Эльфами и
Людьми. Конечно, он встречается в "волшебных историях"
и фолклоре, хотя не всегда имеет одну и ту же смысловую нагрузку.
Но я сделал его куда более исключительным. Мне не кажется, что "перевоплощение"
как-то влияет на проблему. А вот "бессмертие" (ограниченное
в моем мире жизнью Земли), несомненно, влияет. Как и во многих волшебных
историях.
В основной истории Лутиэни и Берена Лутиэни было - как абсолютное
исключение - позволено лишиться "бессмертия" и стать "смертной"
- но когда Волк-Охранник Врат Ада убивает Берена, Лутиэнь получает
краткую отсрочку, и они оба возвращаются в Средиземье "живыми"
- хотя и не смешиваясь с остальными людьми: обратный вариант легенды
об Орфее, но исполненный Жалости, а не Безжалостности. Туор женится
на Идриль, дочери Тургона, Короля Гондолина; при этом "предполагается"
(хотя и не говорится прямо), что он - уникальное исключение - получает
ограниченное эльфийское "бессмертие": исключение в некотором
смысле оьбратное. Эарендил - сын Туора и отец Элроса (Первого Короля
Нуменора) и Элронда, а их мать - Элвинг, дочь Диора, сына Берена
и Лутиэнь: таким образом, проблема Полуэльфом объединяется в одной
линии. Смысл в том, что Полуэльфы имеют возможность (неотвратимого)
выбора - который можно откладывать, но не вечно - судьбы какого
из родов разделить. Элрос выбрал быть Королем, "долговечным",
но смертным, потому все его потомки смертны и принадлежат к особо
благородному народу с увядающим долголетием; Арагорн был одним из
них (его жизнь, однако, была дольше жизни его современников и превосходила
ее вдвое, хоть и не втрое, как изначально было у Нуменорийцев).
Элронд выбрал остаться с Эльфами. Его сыновьям - хоть в их жилах
текло больше эльфийской крови, так как их матерью была Келебриан,
дочь Галадриэли - опять надлежало сделать выбор. Арвен - не "перевоплощение"
Лутиэни (с точки зрения моего мифа это невозможно, потому что Лутиэнь
умерла как смертная и покинула мир времени), а ее потомок, очень
похожий на нее взглядами, характером и судьбой. Когда она выходит
замуж за Арагорна (их любовная история, рассказаная в другом месте
- здесь не центральная; на нее лишь даны эпизодические ссылки),
то "делает выбор Лутиэни", и потому горе ее расставания
с Элрондом особенно горько. Элронд уходит За Море. О судьбе его
сыновей, Элладана и Элрохира, не рассказывается: они отложили свой
выбор на время.
--------------------------------------------------------------------------------
[Отрывок из письма # 181 Майклу Страйту, январь-февраль 1956 г.
(наброски)]
Конечно (этот факт - внешний по отношению к моей истории), Эльфы
и Люди - просто различные аспекты Человеческого и отражают проблему
Смерти, как она видится личности ограниченной, но добровольной и
отдающей себе отчет. В этом мифологическом мире Эльфы и Люди родственны
в своих воплощенных формах, но в отношении их "духов"
к миру времени представляют различные "эксперименты",
в каждом из которых есть своя присущая ему тенденция - и слабость.
Эльфы представляют - так, как это было - художественные, эстетические
и чисто научные аспекты Селовеческой природы, но на более высоком
уровне, чем у реальных Людей. То есть: они преданно любят физический
мир и желают наблюдать и понимать его для себя - как другое (а именно,
реальность, происхлдящую от Бога в той же степени, что и они сами),
а не как материал для использования или основу власти. У них также
есть выдающийся "вторисно-творческий", или художественный,
дар. Они потому "бессмертны". Не "вечны", но
будут жить в сотворе нном мире, покуда длится его история. "Убитые"
болезнью или разрушением их воплощенной формы, они не уходят от
времени, а остаются в мире - развоплощенные или же рожденные вновь.
По мере того, как идут века за веками, это становится тяжкой ношей,
особенно в мире, где существует злоба и разрушение (я опустил мифологическую
форму, которую в этом сюжете принимает Злоба или Падение Ангелов).
Простые перемены как таковые - не "злы": они представляют
собой развертываание истории, и избегать их - противостоять замыслу
Бога. Но слабость Эльфов - в их печали по прошлому, в том, что они
потеряли волю к переменам: как если бы человек, ненавидящий очень
длинную все продолжающуюся книгу, хотел остановиться на любимой
главе. Потому они до некоторой степени пали на коварство Саурона:
они возжелали некоторой "власти" над другими как они есть
(что совершенно отлично от искусства), чтьобы сделать действенной
их собственную волю к сохранению: предотвратить перемены и сохранять
все вокруг свежим и прекрасным. "Три Кольца" были "чисты",
потому что их предназначение было в ограниченном смысле добрым;
в него входило исцеление нанесенного злобой вреда наравне с простым
предотвращением перемен; кроме того, эльфы не желали подчинить себе
волю других и завладеть миром ради собственного удовольствия. Но
с падением "Власти" все их слабые усилия сохранить прошлое
рассыпались в пыль. В Средиземье для них не осталось ничего, кроме
усталости. Потому Элронд и Галадриэль ушли. Гэндалф - особый случай.
Он не был ни создателем, ни перврначальным владельцем Кольца, но
оно было отдано ему Кирданом в помощь при выполнении его задачи.
Гэндалф, окончив свои труды и выполнив данное ему поручение, вернулся
домой, в землю Валаров.
Уход за Море - не Смерть. Вся эта "мифология" - эльфоцентрична.
В соответствии с ней настоящий Земной Рай, дом и царство Валаров,
существовал вначале как физическая часть земли.
Ни в мифологии этой, ни в истории нет "воплощения" Творца.
Гэндалф был "сотворен", хотя, возможно, он - дух, существовавший
прежде в физическом мире. Как "маг" он был послан Валарами,
или Правителями, помочь разумным существам Средиземья противостоять
власти Саурона - власти, слишком великой для них самих. Но, поскольку
с точки зрения этого сказания и мифологии Власть - когда она завладевает
или пытается завладеть волей и мыслями других (кроме как с их согласия)
- есть зло, эти "маги" были воплощены в жизненные формы
Средиземья и страдали потому и телом, и разумом. И потому они были
подвержены опасности воплощенных - возможности "падения",
греха, если вам угодно. В основном это проявлялось в них как нетерпение,
ведущее к желанию управлять другими ради достижения собственных
благих целей, а в конце концов - неизбежно к желанию осуществлять
собственную волю любыми средствами. Саруман поддался этому искушению.
Гэндалф не поддался. Но с падением Сарумана "добро" было
должно прилагать куда большие усилия, проявлять куда большую самоотверженность.
Так Гэндалф встретил и перенес смерть; и он вернулся назад (или,
по его словам был послан) с большею силой. И хотя кому-то эта история
может напомнить Евангелие, на самом деле она не имеет с ним ничего
общего. Воплощение Бога бесконечно величественнее всего, что я осмелюсь
написать. Здесь я сосредочился на Смерти как на части физической
и духовной природы Человека и на Надежде без гарантий. Вот почему
повесть об Арагорне и Арвен кажется мне наиолее важным из приложений;
это - неотъемлимая часть истории, хоть она и не могла быть помещена
в главное повествование без разрушения его структуры; я планировал
сделать его "хоббитоцентричным", т.е. (первоначально)
рассмотреть облагораживание простоты.
[Ни один из набросков, из которых собран этот текст, не был завершен.]
--------------------------------------------------------------------------------
[Отрывки из письма # 131 Милтону Уолдмену, написанного, предположительно,
в конце 1951 г.]
Следующий цикл имеет дело со Второй Эпохой. На Земле это - темная
эпоха, и мало ее истории рассказано (и должно быть рассказано).
В великих битвах против Первого Врага земля была разбита и разрушена;
Запад Средиземья опустел. Мы узнаем, что Эльфам-Изгнанникам было
если не приказано, то настойчиво рекомендовано вернуться на Запад
и жить там в мире. Они должны были жить постоянно не снова в Валиноре,
но на Одиноком Острове Эрессэа вблизи Благословенного Царства. Люди
Трех Родов бывли награждены за доблесть и преданность союзу: им
было позволено жить "западнее всех смертных", в "Атлантиде"
- великом острове Нуменоре. Эти божества, конечно же, не могли лишить
Нуменорийцев смертности - рока, или дара Божьего - но они даровали
им великое долголетие. Они отплыли из Средиземья, покинув его, и
основали свое королевство вблизи Эрессэа (но не Валинора).
[...]
Нуменорийцы могли видеть самою восточную "бессмертную"
землю, Эрессэа; как единственные люди, говорившие по-эльфийски (они
выучили этот язык в дни их Союза) они постоянной общались со своими
древними друзьями и союзниками - в благости ли Эрессэа или в королевстве
Гилгалада на берегах Средиземья. Потому обликом и даже образом мыслей
они мало отличались от Эльфов - но оставались при этом смертными,
хотя и были награждены втрое большей (или даже более) продолжителностью
жизни. Награда эта - причина их падения - или способ искушения.
Их долгая жизнь способствовала достижениям в искусстве и в мудрости,
но порождала собственническое отношение к ним; пробуждалась жажда
большего времени для обладания. Частично предвидя это, божества
с самого начала наложили на Нуменорийцев Запрет: им было запрещено
плыть в Эрессэа и вообще на запад. Во всех остальных направлениях
они были вольны плыть, куда захотят. Они не должны были вступит
на "бессмертные" земли и быть там очарованы "бессмертием"
(внутри мира), что было бы против их закона - особого рока, или
дара Илуватара (Бога), и чего их природа, на само-то деле, не могла
вынести.
Было три стадии их отпадения от благости. Сначала покорность, свободное
и добровольное послушание, хотя и без понимания. Затем долгое время
они подчинялись против воли, ропща все более и более открыто. И,
наконец, они восстали; началась вражда между восставшими и людьми
Короля с одной стороны и преследуемым ничтожным меньшинством Верных
- с другой.
[...]
Наконец [...] Тар-Калион чувствует старость и приближение смерти
[...] и, построив величайшую из всех армад, он отплывает на Запад,
нарушив Запрет и намереваясь силой вырвать у божеств "вечную
жизнь на кругах мира". Столкнувшись с этим восстанием ужасного
безрассудства и богохульства и также с реальной опасностью (управляемые
Сауроном Нуменорийцы могли преаратить в руины сам Валинор) Валары
сложили данную им власть и воззвали к Богу и получили власть и позволение
действовать согласно обстоятельствам; старый мир был разбит и изменен.
В море разверзлась бездна, и в ней сгинул Тар-Калион с армадой.
Сам Нуменор, бывший на краю бездны, опрокинулся и исчез в пучине
во всем своем великолепии. После этого на земле уже не было зримого
божественного или бессмертного жилища. Валинор (Рай) и даже Эрессэа
были удалены, оставшись только в памяти. Люди, если хотят, могут
теперь плыть на Запад; они не приближаются к Валинору, Благословенному
Царству, нео возвращаются с востока: ибо мир стал круглым и конечным,
а круг - безысходным, и выйти из него можно лишь смертью. Только
"бессмертные" эльфы могут все еще, если пожелают, устав
от круга мира, взойти на корабль и найти "прямой путь",
вернуться на древний, или Истинный, Запад и жить там в мире.
Данные материалы можно обсудить в форуме
или оставить сообщение в гостевой
книге
|