Дж.Р.Р. Толкиен
Письма Роне Беар
211 Роне Беар [В своем письме Рона Беар задавaла ряд вопросов, чтобы
использовать Толкиена на встрече любителей "Властелина Колец".
Почему, спрашивала она, Сэм в главе "Решения господина Сэммиума"
произносит в эльфийском восклицании "О Элберет Гилтониэль",
тогда как везде используется форма "А Элберет Гилтониэль"?
(Речь шла о первом издании книги.) Что означает это восклицание
и слова Фродо в предыдущей главе "Аийа Эарендил Эленион Анкалима!"?
Затем мисс Беар задавала ряд пронумерованных вопросов. "Вопрос
1": Почему (в первом издании, I. 221) конь Глорфиндела описывается
как имеющий "поводья и удила" в то время, как эльфы скакали
на конях без поводий, седла и упряжи? "Вопрос 2": Как
Ар-Фаразон мог разгромить Саурона, когда у того было Одно Кольцо?
"Вопрос 3": Каковы цвета двух магов, упомянутых, но не
названных в книге? "Вопрос 4": Как одевались в Средиземье?
Была крылатая корона Гондора похожа на Валькирий или же как рисуют
на сигаретах "Галуаз"? Объясните значение Эл- в Элронд,
Элладан, Элрохир; когда Эл- значит "эльф", а когда - "звезда"?
Объясните значение имени Леголас. При осаде Гондора скакал ли Король-колдун
на птеродактиле? "Вопрос 5": Кто это - Старейший Король,
упомянутый Бильбо в песне об Эарендиле? Он - Единый?]
14 октября 1958 года
Мертон Колледж, Оксфорд
Дорогая мисс Беар,
боюсь, что отвечаю слишком поздно, но я не мог написать раньше.
Я только что вернулся после годового отсутствия, целью которого
было позволить мне закончить некоторые "ученые" работы,
которые я забросил, занимаясь непрофессиональными пустяками (вроде
"Властелина Колец"). На самом деле время было в основном
занято печальными заботами, в т. ч. болезнью моей жены; но весь
август я был вынужден, забыв про время, работать семь дней по много
часов, чтобы завершить часть моей работы, прежде чем отправиться
по официальному делу в Ирландию. Я вернулся всего несколько дней
назад, как раз успев к нашему осеннему триместру.
Улучив свободную минуту, я постараюсь коротко ответить на ваши
вопросы. Большая часть моей книги озадачивает меня самого; многое
было написано так давно (кое-что - чуть ли не 20 лет назад), что
я читаю это теперь как написанное кем-то другим.
Использование О в II стр. 339 - ошибка. Виноват на самом деле я
сам, взяв это со стр. 338, где Гилтониэль О Элберет - конечно же,
цитата из I стр. 88, где это - "перевод" на английский,
во всем, кроме имен собственных. Восклицание Сэма, однако, произнесено
на чистом эльфийском, и, поэтому, там должно быть А, как в I стр.
250. Поскольку хоббитский язык представлен английским, О можно объяснять
как его собственную неаккуратность, но я не собираюсь делать этого.
Он был "вдохновлен" произнести свое восклицание на языке,
которого не знал (II 338). Хотя стиль и метр восклицания заимствованы
из гимнов, оно отражает, думаю, эту частную ситуацию.
Значит оно более или менее следующее: "О Элберет Возжегшая
Звезды (в прошедшем времени: этот эпитет относится к доисторическим
временам, а не означает постоянного действия) с небес взирающая,
к тебе взываю я ныне во тьме (страха) смерти. О узри меня, Вечнобелая!"
Вечнобелая - неадекватный перевод, как и снежно-белая в I 88. Элемент
уи (ойо на примитивном эльфийском) означает вечно; как фан-, так
и лос(с) используются для выражения белого, но фан имеет оттенок
белизны облаков (на солнце); лосс ссылается на снег.
Амон Уилос, на Высшеэльфийском - Ойолоссе,* было одним из названий
высочайшей вершины Валинорских Гор, на которой жили Манвэ и Варда.
Потому Эльф, использующий или слышащий имя Фануилос, не только думал
(или представлял себе) о величественной фигуре, облаченной в белое
и взирающей сверху на смертные земли, но в то же время представлял
себе огромную вершину, покрытую снегами, увенчанную ослепительно-пронзительным
белым облаком.
Анкалима = "черезвычайно яркий". Элемент кал+ - обычный
корень, обозначающий свет; калима - "сверкащий бриллиант";
ан- - превосходный или усилительный префикс.
Вопрос 1. Я мог бы ответить: "трюкач может ехать на велосипеде
с рулем!" На самом же деле узда было необдуманно использована
для того, что следовало бы, полагаю, называть недоуздок.[1] Или,
скорее, раз уж добавлены удила (I 221), давно (глава I 12 была написана
очень рано) я не подумал о природном общении эльфов с животными.
Конь Глорфиндела мог иметь декоративный недоуздок с пером, с ремнем,
украшенным драгоценностями и маленькими колокольчиками, но удила
он, конечно же, не использовал. Я изменю узду и удила на недоуздок.
Вопрос 2. На этот вопрос и на все, что он подразумевает, отвечено
в "Падении Нуменора", которое еще не опубликовано, но
пересказать которое я сейчас не могу. На Одно Кольцо нельзя напирать
слишком сильно, поскольку оно, конечно, - черта мифическая, хоть
мой сказочный мир и описывается в более или менее исторических терминах.
Кольцо Саурона - лишь одна из мифических трактовок помещения чьей-либо
жизни (или силы) в некоторый внешний объект, который подвержен потому
захвату или разрушению с катастрофическими последствиями для владельца.
Собирайся я "философствовать" об этом мифе или хотя бы
о Кольце Саурона, я назвал бы его мифическим отображением того факта,
что потенция (точнее, может быть, сказать "потенциаль- ность")
для использования и получения результатов должна быть овеществлена
и потому выйти - более или менее - из-под непосредственного контроля
владельца. Тот, кто желает применять "власть", должен
иметь подданых, отличных от него самого. Но он зависит от них.
Ар-Фаразон, как повествуется в "Падении", или Акаллабете,
завоевал пораженных ужасом Сауроновых подданых, а не Саурона. Саурон
же лично "сдался", добровольно и коварно**: он по собственной
воле позволил отвезти себя в Нуменор! У него, естественно, было
Одно Кольцо, и потому он быстро завладел мыслями и волей большинства
Нуменорийцев. (Я не думаю, что Ар-Фаразон знал что-нибудь об Одном
Кольце. Эльфы хранили в большой тайне все, связанное с Кольцом.
Изменение имен сопровождалось полным отказом от дружбы с Эльфами
и от "теологического" учения, перенятого у них Нуменорийцами.)
Саурон был прежде всего побежден "чудом" - непосредственным
действием Бога Творца, изменившего облик мира, когда к нему воззвал
Манвэ: см. III стр. 317. Хоть Саурон и уменшился до "злобного
духа, несомого черным ветром", не думаю, что стоит сомневаться
насчет этого духа, уносящего Одно Кольцо, от которого теперь во
многом зависела его способность овладевать умами. Что Саурон не
был сам уничтожен гневом Единого - но моя ошибка; проблема зла вечна
для всех, кто относит себя к нашему миру. Неуничтожимость свободных
духов даже Сотворившим их - факт, также неизбежный для тех, кто
верит в их существование или выдумывает их.
Саурон, конечно, был "поражен" катастрофой и ослаблен
(потратив очень много энергии на совращение Нуменора). Ему требовалось
время для восстановления собственной телесности и власти над бывшими
подданными. Он был атакован Гил-галадом и Элендилом до полного установления
нового господства.
Вопрос 3. Я не назвал цветов, потому что не знаю их. [3] Не уверен,
что они имели отличительные цвета. Различать необходимо было трех,
оставшихся в относительно небольшом пространстве Северо-запада.
(Об именах см. В[опрос] 5.) Я действительно не знаю ничего конкретного
о двух других - они же не связаны с историей С.-З. Я думаю, они
ушли посланниками в дальние области Востока и Юга, далеко от мест,
где жили Нуменорийцы: миссионеры в "занятые врагом" земли,
как это было. Не знаю, удачны ли они были, но думаю, что потерпели
неудачу, как и Саруман, хотя, несомненно, совершенно иначе; я полагаю,
что они были основателями тайных культов и "колдовских"
традиций, переживших падение Саурона.
Вопрос 4. Я не знаю деталей одежды. Я исключительно ясно и подробно
представляю себе пейзажи и "природные" объекты, но не
предметы материальной культуры. Полина Бэйнз черпала вдохновение
для Ф.<ермера> Джайлса в основном с картин в средневековых
рукописях - за исключением рыцарей (смахивающих немного на Короля
Артура)*** стиль подобран достаточно верно. За исключением того,
что мужчины, особенно в северных землях, таких, как Графство, могли
носить бриджи, скрытые ли плащом или мантией или же просто сопровождаемые
туникой.
Для меня несомненно, что на территории, описываемой в моем повествовании
(а она велика), "одежда" у разных народов, Людей и других,
в Третью Эпоху сильно различалась в соответствии с климатом и местными
обычаями. Как было и в нашем мире, даже если мы рассмотрим только
Европу, Средиземноморье и очень близкий "Восток" (или
Юг) до победы в наше время наименее приятного стиля одежды (особенно
для мужчин и "бесполых"), которую показывает писаная история
- победы до сих пор не окончательной, даже среди тех, кто больше
всего ненавидит место своего рождения. Рохирримцы не были "средневековыми"
в нашем понмании. Стиль Гобелена Bayeux (сделанного в Англии) соответствует
им достаточно хорошо, надо только помнить, что "теннисные сетки",
одетые на солдатах - грубая условность для обозначения кольчуги
из мелких колец.
Нуменорийцы Гондора были горды, своеобразны и архаичны; я думаю,
представлять их лучше всего "по-египетски". Они во многом
напоминали "египтян" - в любви и умении строить, величественно
и масивно. И в большом интересе к происхождению и к могилам. (Но,
конечно, не в "теологии"; в этом отношении они напоминали
древних евреев и были даже более пуританами - но это слишкоми долго
- действительно объяснить, почему у "добрых" или "антисауроновских"
народов во "Властелине Колец" практически не существовало
явной "религии",**** точнее, религиозных актов, мест и
церемоний.) Я думаю, что корона Гондора (Ю. Королевства) была очень
высокой, как и корона Египта, но с прикрепленными - не прямо назад,
а под углом - крылышками.
<Воспроизвести рисунок Толкиена невозможно по техническим причинам.>
В С. Королевстве была только диадема (III 323). Ср. различие между
С. и Ю. царствами в Египте.
Эл. "Звезду" и "эльфа" отличить затруднительно,
посколько происходят они от одного и того же базового элемента ЭЛ
"звезда"; как первый элемент в сложных словах, эл- может
обозначать (или, по меньшей мере, символизировать) и то, и другое.
Отдельным словом "звезда" было в примитивном эльфийском
*элен, множественное *элени. Эльфы были названы эледа/элена "Эльф"
(Высшеэльфийское Элда) потому, что были найдены Валаром Ороме в
долине при свете звезд; с того времени они всегда любили звезды.
Но имя это особенно относилось к тем, кто со временем последовал
за Ороме на Запад (в основном они ушли в Заморье).
Сероэльфийская (Синдаринская) форма должна была бы быть эл, мн.
элин, и элед, мн. элид. Но последнюю форму Серые Эльфы (Синдары),
не ходившие за Море, практически не использовали; она сохранилась
только в нескольких собственных именах, как в Эледвен "По-эльфийски
прекрасная". После возвращения в изгнании Нолдоров (части Высших
Эльфов) Высшеэльфийское элда было снова заимствовано Серыми эльфами
как элд > элл, и относилось к Высшим Эльфам-изгнанникам. Таково,
несомненно, происхождение эл, элл- в таких именах, как Элронд, Элрос,
Элладан, Элрохир.
Элронд, Элрос. *рондо - прим[итивное] эльфийское слово "пещера".
Ср. Нарготронд (укрепленная пещера у Р. Нарог), Агларонд и т. д.
*россе значит "роса, брызги (водопада или фонтана)". Элронд
и Элрос, дети Эарендила (любящего-море) и Элвинг (эльфийской-пены),
были похищены сыновьями Феанора в последнем действии вражды между
высшеэльфийскими родами Нолдорских князей из-за Сильмариллов.[4]
Элрохир, Элладан: эти имена, данные Элрондом сыновьям, ссылаются
на тот факт, что они были "полуэльфами" (III 314): у них
были как смертные, так и эльфийские предки с двух сторон; Туор -
со стороны отца, Берен - со стороны матери. Оба имени означают эльф
+ человек. Элрохир можно перевести как "Эльф-рыцарь";
рохир - поздняя форма (III 391) рохир "повелитель коней"
от рох "конь" + хир "хозяин": Прим. Эльфийское
рокко и хер или херу: Высшеэльфийское рокко, хер (херу). Элладан
можно перевести как "Эльф-Нуменориец". Адан (мн. Эдаин)
было Синдаринской формой имени, данного "отцам людей",
членам Трех Родов Друзей Эльфов, чьи потомки стали потом Нуменорийцами,
или Дун-эдаин.
Леголас означает "зеленые-листья", лесное имя - диалектная
форма синдаринского лаеголас: *лассе (Высшеэльфийское лассе, С.
лас(с)) "лист"; *гва-ласса/*гва-лассиэ "собрание
листьев, листва" (В. Э. олассиэ, С. голас, -олас); *лаика "зеленый"
- основа ЛАЙ как в лаире "лето" (В. Э. лаика, С. лаэг
(использовалось редко и заменялось обычно на калэн), лесное лэг).
Птеродактиль. Да и нет. Я вовсе не собирался делать коня Короля-Колдуна
тем, что сейчас называют "птеродактилем" и часто изображают
(с куда меньшей призрачной очевидностью, которая сопровождает многих
чудовищ новой зачаровывающей мифологии "Предыстории".
Но он, очевидно, - птеродактилический и многим обязан мифологии;
его описание можно даже понять так, что он - последний оставшийся
в живых от предшествующих геологических эпох. [5]
Вопрос 5. Манвэ, супруг Варды, или - на Сероэльфийском - Манвэ
и Элберет. Посколько Валары не имели собственного языка, в таковом
не нуждаясь, они не имели "истинных" имен, а только индивидуальности,
и их имена были даны им Эльфами. По происхождению, следовательно,
они были "прозвищами", то есть ссылались на некоторую
поразительное свойство, функцию или деяние. (То же верно в отношении
"Истари" или Магов, кто были посланниками Валаров и сродни
им.) В последствии каждая индивидуальность имела несколько "прозвищ";
имена Валаров в различных эльфийских языках (или языках Людей, получивших
свои знания от Эльфов) вовсе не обязательно были как-то связаны
между собой. (Элберет и Варда "Звездная владычица" и "Величественная"
- не связанные между собой слова, относящиеся к одному и тому же
лицу.) Манвэ (Благословенный) был Повелителем Валаров и, потому,
высшим, или Старейшим, королем Арды. Арда "царство, королевство"
- имя, данное нашему миру, или земле, как месту в необъятности Эа,
выбранному быть троном и владением Короля - из-за его знания, что
там появятся Дети Бога. В космогоническом мифе Манвэ называется
"братом" Мелькора, то есть они были равными и равны по
силе в замысле Творца. Мелькор стал бунтовщиком, Дьяволом этих преданий,
оспаривавшим с Манвэ королевство Арды. (На Сероэльфийском он обычно
зовется Морготом.)
Единый не обитает физически где-либо в Эа.
Должен сказать, что все это "мифическое", а не какая-то
новая религия или видение. Насколько я знаю, это просто фантазия
для выражения, единственным доступным мне способом, некоторых моих
(смутных) представлений о мире. Все, что я могу сказать, это то,
что если бы это было "историей", то было бы сложно подогнать
земли и события (или "культуры") к той действительности,
которой мы располагаем, археологической или же географической, какой-либо
части того, что называется сейчас Европой; хотя в отношении Графства,
например, подчеркивается, что оно было расположено в этом регионе
(I стр. 12). [6] Я мог бы подогнать все гораздо лучше, если бы повествование
не зашло слишком далеко, прежде чем этот вопрос встал передо мной.
Я надеюсь, что черезвычайно долгий, хотя и не бесконечный, разрыв++
во времени между Падением Барад-дура и нашими Днями достаточен для
"литературной достоверности", даже для читателей, знакомых
с тем, что известно (или представляется) как "предыстория".
Мне необходимо было, полагаю, сконструировать воображаемое время,
а что до места - крепко стоять ногами на земле-матушке. Я предпочитаю
это противоположному способу поиска дальних планет в "космосе".
Хоть и занимательные, они чужие и не любимы кровной любовью. Средиземье
(Middle-earth) (кстати говоря, если это замечание необходимо) -
не мое изобретение. Это - модернизация или изменение (Н[овый] А[нглийский]
С[ловарь] "a preversion" ("искажение")) старого
слова для обитаемого Людьми мира: oikoumene; "срединность"
- из-за смутной идеи о расположении между окружающими Морями и (в
северном представлении) между льдом Севера и огнем Юга. Др. английское
middan-geard, средневековое а. midden-erd, middleerd. А то многие
обозреватели, похоже, воображают, что Средиземье - другая планета!
Теологически (если это слово не слишком гранидиозно) картина представляется
мне менее противоречащей тому, во что некоторые (я в том числе)
верят как в истину. Тем не менее: я намеренно написал сказку, которая
построена на опредленных "религиозных" идеях, но вовсе
не аллегория их (или чего бы то ни было другого) и которая не упоминает
их явно, еще менее - проповедует их. Я не буду теперь отходить от
этого принципа и осмеливаться на теологические изыскания, на которые
неспособен. Могу сказать только, что уж если эта сказка "про"
что-то (отличное от нее самой), то она не про "власть",
как, похоже, думают многие. Домогательства власти - всего лишь двигатель
сюжета и относительно неважны сами по себе, как мне кажется. В основном
она о Смерти и Бессмертии; и о "побегах" ("escapes")
- продолжительной долговечности и долголетней памяти.
Искренне ваш
Дж. Р. Р. Толкиен Сноски
(*) (См. плач Галадриэли I 394) ойолоссео = от горы Уилос.
(+) На Высшеэльфийском. Существовал также более или менее си- нонимичный
корень гал (соответствующий гил, применимому только к бе- лому или
серебряному свету). Эту вариацию г/к не следует путать с грамматическим
изменением к > г в Сероэльфийском, имеющем место в начале составных
слов или после тесно связанных префиксов (подобно артиклям). Так
- в Гил-галад (звездный свет). Ср. палан-дириэль в сравнении с а
тиро ниу.
(**) Обратите внимание на выражение III стр. 364 [2ое издание стр.
365] "взят как пленник".
(***) А именно, принадлежащих к нашему "мифологическому"
Средне- вековью, в котором вопреки истории перемешаны стили и даты,
отстоя- щие друг от друга более чем на 500 лет; большинство их,
конечно же, не существовало в Темные века ок. 500 г. от Р.Х.
(****) Почти что единственный признак "религии" виден
в II стр. 284 - 385 в "Молитве (Grace) перед Едой". Это
- действительно - в ознаменование Усопших, а теология сводится к
"тому, что есть за До- мом Эльфов и пребудет вовеки",
т.е. - за смертными землями, за па- мятью о непадшем Блаженстве,
за пределами физического мира.
(++) Мне представляется, что это разрыв длиной порядка 6000 лет,
так что мы теперь в конце Пятой Эпохи, если Эпохи были примерно
той же длины, как В. Э. и Т. Э. Но мне кажется, что они сокращались;
по- этому, надо думать, на самом деле мы сейчас в конце Шестой Эпохи
или в Седьмой.
Примечания
1. Это исправление было внесено при последующих перепечатках. <В
стандартном однотомном издании "Властелина Колец" нет
ни узды, ни недоуздка, зато есть седло и стремена (стр. 227), что
еще более странно, не правда ли? - AG>
2. В приложении А к "Властелину Колец" (III. 315) предшествующим
Ар-Адунахору Королем Нуменора назван Тар-Калмакил; упоминание здесь
Тар-Атанамира - по-видимому, не более, чем простая описка. См. далее
"Неоконченные сказания", стр. 226 - 227.
3. В другом месте Толкиен назвал двух других магов Итрюн Луин,
Голубые Маги; см. "Неоконченные сказания", стр. 389 -
390.
4. В Указателе к "Силмариллиону" имена Элронд, Элрос
и Элвинг пе- реведены как "Звездный купол", "Звездная
пена", "Звездная роса". Эти интерпретации имен -
более поздние, чем приведенные здесь.
5. Этот абзац взят из другого текста данного письма (наброска).
Посланный вариант более краток в данном вопросе.
6. "Места, в которых Хоббиты жили, - несомненно, те, где они
живут и сейчас: Северо-Запад Старого Света, к востоку от Моря."
212 Набросок продолжения предыдущего письма (не послан)
Раз уж я написал так много (надеюсь, не слишком много), то вполне
могу добавить несколько строк о Мифе, на котором все основано, поскольку
это сделает яснее отношения Валаров, Эльфов, Людей, Саурона, Магов
и т.д. Валары ("власти, правители") были первым "творением":
разумные духи или сознания без воплощения, сотворенные прежде физического
мира. (Строго говоря, эти духи были названы Айнуры; Валарами стали
только те из них, кто вступил в мир после его создания, и имя это,
собственн, относится только к величайшим из них, занявшим образное,
но не теологическое место "богов".) Айнуры приняли различное
участие в создании мира как "вторичные творцы". Они интерпретировали
в соответствии со своими возможностями и завершали в деталях Замысел,
предложенный им Единым. Сначала он был предложен им в музыкальной,
или абстрактной, форме, а затем - как "историческое видение".
В первой интерпретации, бескрайней Музыке Айнуров, Мелкор ввел изменения,
а не интерпретации мыслей Единого; начался великий диссонанс. Единый
представил затем эту "Музыку" вместе с имевшим место диссонансом
как видимою "историю".
Тогда это было единственной реальностью, с которой можно сравнить
реальность для нас "рассказа": он "существует"
в сознании сказителя и - производно - в сознании слушателей, но
не на том плане, на котором находятся они. Когда Единый (Сказитель)
произнес Да будет это*, Сказание стало Историей - на том же плане,
что и слушатели; и они могли, если пожелают, войти в нее. Многие
Айнуры вступили в нее и должны оставаться в ней до Конца, последующего
во Времени, ряда событий, завершающих ее. Они - Валары и их слуги.
Они были теми, кто "полюбили" видение и, несомненно, сыграли
наибольшую "вторично-творческую" (мы бы сказали - художественную)
роль в Музыке.
И из-за их любви к Эа и участия, которое они приняли в ее создании
они хотели (и могли) воплощаться в видимые физические формы, хотя
их можно сравнить скорее с нашей одеждой (настолько, насколько одежда
- выражение личности), нежели с нашим телом. Поэтому их формы были
выражением личности, возможностей и любви. Они не обязательно были
антропоморфны (Йаванна, жена** Аулэ, могла, например, появиться
в виде большого Дерева.) Но "обычные" формы Валаров, когда
они были видимы - или одеты - были антропоморфными из-за тесной
связи с Эльфами и Людьми.
Эльфы и Люди были названы "детьми Бога" потому, что они
были, так сказать, личным добавлением Творца к Замыслу, в котором
не участвовал никто из Валаров. (Их тема была введена в Музыку Единым,
когда начался диссонанс Мелкора.) Валары знали, что они должны появиться,
а величайшие знали, где и когда (хотя и неточно), но мало знали
об их природе, и их предвиденье, происходившее из их пред-знания
Замысла было неверным или вообще отказывало в том, что касалось
Детей. Неиспорченные Валары, потому, ждали прихода Детей и полюбили
их как существ, "отличных" от них, независимых от них
и от их искусстива, "детей" слабее Валаров и меньших знаний,
но равного происхождения (непосредственнно от Единого), несмотря
на власть Валаров как правителей Арды. Испорченные же, как Мелкор/Моргот
и его последователи (у которых одним из главных был Саурон) видели
в них идеальных подданых и рабов, для которых они могли стать хозяевами
и "богами", завидовали Детям и тайно ненавидели их, восстав
против Единого (и Манвэ его Помощника на Эа).
В этой мифической "предыстории" бессмертие, а точнее
долговечность, соизмеримая с жизнью Арды, было частью данной Эльфам
природы; о том же, что будет после Конца, ничего не известно. Смертность,
т.е. жизнь, несоизмеримая по продолжителности с жизнью Арды, - природа,
данная Людям; Эльфы называют ее Даром Илуватара (Бога). Но необходимо
помнить, что мифически эти сказания эльфоцентрины,*** а не антропоцентричны,
и Люди лишь появляются в них, должно быть, через долгое время после
их прихода. Потому здесь представлена "эльфийская" точка
зрения, которая вовсе не обязательно должна быть как-то увязана
с Христианским пониманием, согласно которому "смерть"
мыслится не как свойство человеческой природы, а как наказание за
грех (восстание), то-есть как результат "Падения". В эльфийском
сознании смерть людей - освобождение от "кругов мира"
- и божественное "наказание", и(в то же время) божественный
"дар" (если он принят), так как цель его - предельное
блдагословление. "Наказание" по верховной изобретательности
Творца обращается добром: с точки зрения Эльфа участь "смертного"
выше участи долговечного. Попытка какими-либо способами, в т.ч.
"магическими" достичь долговечности потому - абсолютная
безрассудность и испорченость "смертных". Долговечность,
или ложное "бессмертие" (истинное бессмертие есть лишь
вне Эа) - главное, чем искушает Саурона; он дает малую Голлуму и
большую - Призракам Кольца.
В эльфийских легендах описан странный случай: одна Эльфийка (Мириэль,
мать Фэанора) попыталась умереть, и это имело катастрофические последствия
и привело к "Падению" Высших Эльфов. Эльфы не были подвержены
болезням, но могли быть "убиты": это значит, что их тела
могли быть разрушены или доведены до состояния, в котором неспособны
поддерживать жизнь. Но это не вело к настоящей "смерти":
они рождались вновь и восстанавливали со временем память обо всем
своем прошлом: они оставались "идентичными". Но Мириэль
пожелала покинуть бытие и отказалась от повтороного рождения.****
Таково, полагаю, отличие между моим Мифом и тем, что может быть,
возможно, названо Христианской мифологией. В последней Человеческое
Падение - последствие (хотя и не неизбежное) "Падения Ангелов":
восстания сотворенных свободными на более высоком уровне, чем Люди;
но здесь неясно выраженоо (а во многих версиях не выражено вовсе),
что это подействовало на "Мир" по его природе: зло было
принесено извне, Сатаной. В моем же Мифе восстание сотворенных свободными
предшествует сотворению Мира (Эа); и привнесенные вторичным творчеством
элементы зла, восстания, диссонанса содержались в природе Эа уже
тогда, когда было произнесено Да Будет это. Потому Падение, или
извращение, всего в ней и всех в ней было возможно, если не неизбежно.
Деревья в Вековечном Лесу молгли "испортиться"; Эльфы
могли превратиться в Орков, и если это требовало особой извращающей
злобы Моргота, то сами Эльфы вполне могли творить зло. Даже "добрые"
Валары как населяющие Мир вполне могли ошибаться, что и делали Великие
Валары в отношении Эльфов; меньшие их рода (как Истари, или маги)
могли становиться в разных отношениях своекорыстными. Например,
Аулэ, один из Великих, в некотором смысле "пал", ибо так
возжелал видеть Детей, что от нетерпения попытался предвосхитить
волю Творца. Будучи величайшим из искусников, он попытался сделать
детей в соответствии со своим неточным знанием о том, какими им
надлежит быть. Когда он сделал тринадцать*****, Бог заговорил с
ним во гневе, но не без жалости: ибо Аулэ сделал это не из злого
желания иметь рабов или подданых, но из нетерпеливой любви, желания
иметь детей, чтобы говорить с ними и учить их, разделяя с ними славу
Илуватара, и из великой своей любви к материалам, из коих мир был
сделан. Единый упрекнул Аулэ, сказав, что тот пытается узурпировать
власть Творца, но что не в силах он дать независимую жизнь своим
созданиям. У него есть лишь одна жизнь - его собственная, происходящая
от Единого, и он может лишь распределить ее. "Узри, - сказал
Единый, - у этих созданий твоих твоя лишь воля и твое движение.
И пусть ты придумал язык для них, они властны лишь рассказывать
тебе твои же мысли. Это - насмешка надо мною."
В горе и раскаянии Аулэ смирил себя и просил о прощении. И сказал
он: "Я разрушу эти подобия моей самонадеянности и буду ждать
твоей воли." И, подняв свой молот, он замахнулся, чтобы разбить
первое из подобий; но оно дернулось и уклонилось от удара. И, удержав
удар, пораженный, он услышал смех Илуватара.
"Ты удивляешься этому? - сказал он. - Узри! Твои создании
живы ныне, свободны от твоей воли! ибо я видел твое смирение и возжалел
твое нетерпение. Твое создание включил я в свой замысел."
Таково эльфийское предание о создании Гномов; но Эльфы рассказывают,
что Илуватар сказал также: "Тем не менее не бывать моему замыслу
предвосхищенным: твои дети не пробудятся прежде моих собственных."
И он приказал Аулэ положить отцов Гномов в глубоких местах, каждого
отдельно со своей супругой, кроме Дарина, старейшего, у которого
супруги не было. Там надлежало им спать, пока Илуватар не повелит
им пробудиться. Тем не менее в дальнешем мало любви было между Гномами
и детьми Илуватара. И о судьбе, что назначил Илуватар детям Аулэ
за Кругами мира, Эльфы и люди ничего не знают, а Гномы, если и знают,
молчат об этом.
--------------------------------------------------------------------------------
*Потому Эльфы называют Мир, Вселенную, - Эа - Оно Есть.
**С точки зрения Мифа у (скажем) Людей и Эльфов пол был лишь физическим
или биологическим выражением разности в природе "духа",
а не основной причиной разности между мужским и женским.
***В повествовании (когда дело дойдет ло него после мифа и которое,
фактически - литература человеческая) центр должен переместиться
к Людям (и к их взаимоотношениям с Эльфами и другими существами).
Мы не можем рассказывать oб Эльфах, которых не знаем изнутри; попытавшись
сделать это, мы просто превратим Эльфов в Людей.
****[Примечание, добавленное, по-видимому, позже:] С точки зрения
Эльфов (и неиспорченных Нуменорийцев) "добрый" Человек
должен умереть, добровольно, отказавшись с верою до того, как будет
принужден сделать это (так поступил Арагорн). Это могло быть природой
непадших Людей; хотя принуждение не угрожало им: они могли желать
и просить "идти вперед" к более высокому сосотоянию. Успение
Марии, единственного непадшего человека, можно рассматривать в некотором
смысле как простое возвращение непадшей милости и свободы: она просила
быть принятой, и была, и не действовала больше на Земле. Но, конечно,
хоть и непадшая, она не была "до-падшей". Ее судьба (которой
она содействовала) была выше судьбы любого "Человека",
не случись Падения. Невозможно представить себе, чтобы ее тело,
непосредственный источник Господа Нашего (без какого бы то ни было
физического опосредования) распалось или было бы "испорчено"
или что оно было долго отлучено от Него после Вознесения. Я, конечно,
не хочу сказать, что Мария не "старела" подобно остальным
людям, но этот процесс наверняка не мог переходить (или ему не могло
быть позволено перейти) в дряхлость или в потерю жизненной силы
и привлекательности. Успение, в любом случае, так же отличается
от Вознесения, как воскрешение Лазаря от Воскресения.
*****Один старейший, и еще шестеро с шестью супругами.
Данные материалы можно обсудить в форуме
или оставить сообщение в гостевой
книге
|